+7 926 220-11-33

Cайт специалиста SEO (SEARCH ENGINES OPTIMISATION)
раскрутка сайтов, продвижение бизнеса в интернете

Что такое ЧПУ адреса страницы?

ЧПУ — так с чьей-то легкой руки назвали адреса сайтов сформированные при помощи транслитерации русских слов или кириллическим текстом. Название ЧПУ («человекопонятный» урл) включает в себя слово, которого в русском языке не существует. Аббревиатура и ее расшифровка подчеркивают, что данные адреса удобны человеку и сделаны для него.

Если немного углубиться в историю данного понятия, то можно обратить внимание, что произошло оно от английского SEF (search engines friendly) — речь идет о дружественности адреса поисковым системам, но никак не посетителям сайтов.

В этой статье я расскажу про ЧПУ адреса и про их влияние на позиции сайта.

С какими целями создают ЧПУ на сайте?

ЧПУ для посетителя

В этом разделе, к сожалению или к счастью, мне придется больше развенчивать мифы, ибо с моей точки зрения посетителю поисковой системы или сайта глубоко плевать на «человекопонятные» или любые другие адреса страниц. Обычно в сеошных интернет сказаниях звучат следующие преимущества создания красивых урлов:

1. Возможность продиктовать адрес сайта по телефону

Скажите, Вы часто диктуете адреса внутренних страниц сайта по телефону?

2. Утверждение, что «прошаренные» юзеры удаляют часть урла, чтобы нажать на оставшеюся и перейти в нужный раздел.

По-моему для перехода по страницам сайта существуют старые проверенные способы. Меню сайта, ссылки в статьях, хлебные крошки — именно так осуществляется навигация по сайту. И именно такой переход фиксируется поисковыми системами для оценки ПФ сайта.

3. Увеличивает кликабельность снипета в выдаче

Верите ли Вы в то, что пользователи набравшие запрос в поисковой системе и получившие в ответ кучу текстов с выделенными ключевыми словами начинают изучать английские урлы над ними? Я, думаю, комментарии излишни.

ЧПУ для поисковых систем

Что касается полезности ЧПУ, а точнее пользы SEF для ранжирования в поисковых системах, то этот фактор, безусловно, заслуживает внимание. Слова, заключенные в них, несут дополнительную информацию о внутреннем наполнении страницы.

При этом необходимо помнить, что информацию о содержании и релевантности страницы запросу поисковые системы черпают из разных источников: текстовое наполнение, метатеги, ссылки, ведущие на страницы. А качество страницы оценивается при анализе поведенческих факторов.

Исходя из выше написанного, можно предположить, что ЧПУ адреса, которые раньше действительно являлись существенным фактором ранжирования, играют не столь большую роль, а их создание является данью моде.

Этот вывод важен при работе со старыми сайтами при решении вопроса, изменять ли адрес, делая ЧПУ.

Организация структуры и вида ЧПУ адресов

Если Вы уже решили создать сайт с ЧПУ адресами, то возможно придется решать несколько вопросов связанных с различными вариантами исполнения. Давайте рассмотрим эти варианты реализации ЧПУ.

Кириллические или латинские ЧПУ

Кириллические ЧПУ понятнее при прочтении, их удобно диктовать голосом, а также можно допустить, что они приятнее чьем-то взгляду, который видит родные буквы.

Недостатком является невозможность правильного копирования в различные программы, которые могут отобразить адрес страницы в виде кода. Собственно, адрес останется адресом, но для глаза станет гораздо менее приятен. Также не все браузеры показывают русские буквы, например, ИЕ10 покажет адрес в urlencode.

Если Вы выбрали использование ЧПУ латинскими буквами, то существует два варианта:

1. Перевод с русского на английский и использование иностранного слова

2. Транслитерация слова в латинский алфавит

Часто оба способа применяются совместно — для общепринятых известных слов (/news, /articles) логично применить перевод, для всех остальных транслитерацию на латиницу.

Полный путь у ЧПУ или короткий

Хотя данный выбор зависит от настроек CMS сайта, тем не менее, возможность перенастроить вывод урлов всегда есть. А значит, нам нужно определиться, чем тот или иной способ лучше.

Вариант 1. Site.ru/nazvanie-tovara
Вариант 2. Site.ru/kategorija-tovara/podkategorija-tovara/nazvanie-tovara

1. С точки зрения качества сниппета, если допустить, что пользователи изучают подсвеченный урл сайта — вариант 1, безусловно, более привлекателен.

2. Отсутствие лишних транслитерированных слов, меньшая длина урла, также говорят в пользу 1-го варианта.

3. Однако при написании полного адреса, указывающего на все верхние подразделы и раздел поисковая система получает максимум информации о структуре сайта. Если эти данные подтверждены h1, title, хлебными крошками, то сайт, имеет шанс получить в поисковой системе Яндекс быстрые ссылки.

Структура ЧПУ

Если Вы выбрали полный путь, то важно из чего именно он формируется, включает ли в себя ключевые слова. В качестве примера могу привести реальную задачу, которую пришлось решать мне.

Сайт автомобильной тематики, продажа детали выпускаемой владельцем сайта.

Стоял выбор между вариантами ЧПУ:

1. avtomobilnyj-tovar.ru/tovar-Audi/tovar-Audi-A4 (tovar – название детали машины)

2. avtomobilnyj-tovar.ru/tovar-Audi/Audi-A4
3. avtomobilnyj-tovar.ru/Audi/Audi-A4

Изначально предполагалось, что главным плюсом каждого уровня является точное вхождение название товара и марки (модели) машины. Но для реализации задачи было необходимо внести изменения в ЦМС сайта. Данный вопрос был вынесен для обсуждения на SEO форум.

Основные аргументы в пользу вариантов 2,3 были следующие:

1. плохо тройное повторение ключевого слова в адресе;

2. поисковая система даже при одном вхождении названия товара — в доменное имя, понимает, о чем идет речь и остальные включения названия в путь бессмысленны;

3. также возможным минусом представлялась длина урла.

А какой адрес выбрали бы Вы?

Написание ЧПУ

ЧПУ могут содержать два вида разделителей — дефис и нижнее подчеркивание. Особого значения это не имеет, лично я предпочитаю разделять адреса при помощи дефиса.

ЧПУ адреса могут содержать окончание адреса «.html»
site.ru/raskrutka.html

Подобные адреса применяются редко, тем не менее, они ничем не хуже.

Заключение: ЧПУ страниц может использоваться поисковыми системами в качестве фактора ранжирования, и поскольку их создание не представляет сложности, оно рекомендуется для новых проектов всем Заказчикам!

 
Бесплатные консультации по созданию и раскрутке сайтов!

тел. +7 (926) 220-11-33 или Skype mudrez2005